ГБОУ "СОШ №16 г.Малгобек"
Республика Ингушетия, г.Малгобек
  • К 80-летию Суламбека Осканова.

    20.01.2023 г.
    Классный руководитель 1 "Б" класса, Кодзоева Айшат Магомедовна, провела классный час на тему: "К 80-летию Суламбека Осканова."
    Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому прошлому России.
    Задачи: Образовательная:
    - расширить сведения о  Героях Отечества;
    -рассказать учащимся о героях ВОВ, о героях, участвовавших в конфликтах в Афганистане, Чечне и Сирии.
    Развивающая:
    - прививать у учащихся интерес к культуре, формировать навыки выразительного чтения.
    Воспитывающая:
    - способствовать формированию активной гражданской позиции;
    -чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества.
    20-20 января
    К 80-летию Суламбека Осканова..


    20.01.2023 г., классный руководитель 1 "Б" класса, Кодзоева Айшат Магомедовна, провела классный час на тему: "К 80-летию Суламбека Осканова."

    Человеческая жизнь коротка по сути, но переживают столетия его добрые дела, его героические поступки. В этом определяется бессмертие человека, как и путь нашего героя Суламбека Осканова, что подобно яркой звезде, которая вспыхнула на небе и, пройдя короткий путь, ушла в вечность.

    Суламбек Сусаркулович Осканов родился 8 января 1943 года в селе Плиево Назрановского района Чечено-Ингушской АССР. Еще до рождения сына отец будущего героя ушел на фронт, был защитником Сталинграда в Великую Отечественную войну. Но Родина не учла его заслуг, как и заслуг тысяч его соотечественников, которых отозвали со всех фронтов в феврале 1944 года, когда ингушский народ по велению «вождя» был депортирован в Казахстан и Среднюю Азию. Врагом народа сочли и годовалого Суламбека, будущего первого Героя России. Детство нашего героя, можно сказать, было голодное и холодное, потому самые лучшие воспоминания тех лет у него были связаны со вкусом и запахом черного хлеба, которые сопровождали его всю жизнь.

    Лишь в 1957 году семья вернулась на родину, в родное село Плиево. Родителям нелегко было поднимать на ноги большую семью, где подрастало десять детей. Но жили они дружно, держали живность, большой огород, работали в колхозе, косили, пололи, в общем, никакой работы не чурались, жили как все большие семьи, где за каждым была закреплена определенная обязанность по дому и хозяйству.

    Путь в небо

    По окончании семи классов, по тем годам это был курс основного среднего образования, Суламбек едет в Грозный, где поступает в профессиональное техническое училище, по окончании которого работает на заводе слесарем-монтажником, параллельно учится в вечерней школе. Жил он у старшего брата, дом которого располагался рядом с аэродромом. Юноша любил наблюдать за полетами самолетов и тайно влюбился в небо. Так и родилась его мечта стать летчиком. Физическая подготовка у него была хорошая, школу окончил с отличием, начал заниматься в грозненском аэроклубе и вскоре поступил в легендарное Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, где вскоре стал образцовым курсантом и примером для подражания.

    В его характеристике так и написано: «Настойчив, трудолюбив в учебе. Аккуратен и организован в труде, скромен. Честен. Требователен к себе и товарищам. По характеру спокоен, выдержан. В полетах инициативен. Перегрузку и нагрузки на летный день переносит легко. Профессию военного летчика любит, летает смело и уверенно».

    С такими оценочными качествами немудрено, что руководство оставило его в училище в качестве летчика-инструктора. Так в 1966 году лейтенант Суламбек Осканов начал службу, а в 26 лет уже был назначен заместителем командира учебной авиационной эскадрильи. Отсюда перспективного офицера в 1970 году направили в Военно-политическую академию имени Ленина на летный факультет.

    Военная карьера Осканова развивалась не то, чтобы стремительно, но весьма успешно. После окончания в 1974 году Военно-политической академии он получает должность заместителя командира эскадрильи по политической части Группы советских войск в Германии. В этот период Осканов становится старшим летчиком — инспектором службы безопасности полетов Военно-воздушных сил СССР и одним из первых освоил истребитель 4-го поколения — МиГ-29. Новая должность в звании полковника не обязывала его много времени проводить за штурвалом, но он продолжал осваивать новейшие модели самолетов и стал военным летчиком первого класса.

    С 1984 по 1986 год Суламбек служит в Венгрии заместителем командира авиационного полка Южной группы войск. Он считался не только блистательным летчиком, но и человеком безупречной репутации, авторитетным, умным, принципиальным. Полковник Николай Свечкарь, служивший с ним в Венгрии, вспоминает: «В работе он был трудоголиком, но никогда не чувствовал усталости. Очень любил летать».

    В конце 1987 года в звании полковника он направлен в Липецкий центр боевой подготовки и переучивания летного состава, где проводилась переподготовка пилотов на самых современных самолетах.

    Уже через полтора года Суламбеку Сусаркуловичу было присвоено звание генерал-майора авиации и доверено возглавить центр. Был награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени.

    В самые тяжелые перестроечные годы Суламбек Осканов не только сохранил Липецкий авиацентр, но и упрочил его положение. Генерал стал инициатором проведения в Липецке авиационных праздников, которые сначала проходили в аэропорту, а осенью 1991 года авиашоу состоялось на военном аэродроме. Суламбек Осканов помог сохранить клуб «Юных авиаторов» в Липецке, стал инициатором возведения мемориального комплекса летчикам, погибшим в мирное время при выполнении полетных заданий.

    В 1990 году Суламбек Сусаркулович защитил диссертацию кандидата военных наук и получил звание «Заслуженный специалист Вооруженных сил СССР», а уже через год заочно окончил Военную академию Генерального штаба. Сам создал и возглавил первый в Советской армии профсоюз летного состава Военно-воздушных сил. Был депутатом Липецкого городского совета и руководил местным военным гарнизоном. При этом генерал-майор оставался действующим летчиком и продолжал летать.

    За годы своей безупречной службы Суламбек Осканов подготовил сотни летчиков, многие из которых сегодня составляют элиту российской авиации.

    «Миг генерала Осканова» — воспоминания друга Висан-Гирея Танкиева

    Спустя десять лет после гибели своего друга, знаменитого летчика-истребителя, Висан-Гирей Танкиев выпустил книгу «Миг генерала Осканова», в которой рассказал о его жизненном пути и совершенном подвиге во имя жизни других. На титульном листе автор пишет, как Суламбек относился к ночным полетам: «Полет в ночном небе — это чарующая картина любования Вселенной. Именно там понимаешь, что есть вечность и божественный мир».

    «С Суламбеком Оскановым мы познакомились в 1970 году, когда оба сдавали экзамены в Военно-политическую академию (ныне Военный университет Министерства обороны Российской Федерации), — вспоминает полковник запаса, кандидат исторических наук. — Суламбек поступал на военно-воздушный факультет, а я — на военно-педагогический. Решили, что, если пройдем, попросим руководство академии поселить нас в одну комнату в общежитии. Так и случилось».

    Надо отметить, что Осканов и Танкиев были первыми ингушами, которые поступили в это самое элитное по тем временам высшее учебное заведение Министерства обороны СССР. Друзья прожили в одной комнате три года. На последнем курсе они обзавелись семьями и разъехались. Но продолжали созваниваться, дружить и ездили друг к другу в гости.

    Последний полет

    В небе над Липецком 7 февраля 1992 года произошла катастрофа, чуть не ставшая роковой для жителей поселка Хворостянка. Это был пятничный вечер, люди отдыхали после рабочей недели, за окном стояла непогода, а в небе летчики в сложных метеоусловиях несли свою службу, отрабатывали навыки защиты воздушного пространства России.

    Никто не ожидал, что вот-вот при наведении на воздушную цель в истребителе МиГ-29, который пилотирует начальник Липецкого авиацентра генерал Суламбек Осканов, откажет система управления, и у летчика будет всего несколько минут, чтобы, выйдя из облаков над поселком, на высоте 400 метров совершить невероятное: развернуть стремительно теряющий высоту самолет и отвести его в поле, в трех километрах от Хворостянки, у деревни Казельки, где не было людей...

    Указом Президента России от 11 апреля 1992 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, генерал-майору авиации Суламбеку Осканову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, тем самым был дан старт отсчету героев новой страны.

    В памяти народа

    Имя героя высоко чтут как в Ингушетии, так и Липецкой области. Его именем названы улицы, площади, школы, аэропорт и самолеты. В честь него проводят спортивные турниры, а в средней школе родного села Плиево ему посвятили зал в краеведческом музее славы, где хранятся личные вещи героя, скафандр, автограф, листки из записной книжки, документы испытательной эскадрильи, нагрудные значки, фотографии, аудиозаписи и так далее. Музей посещают не только жители Ингушетии, но и гости республики.

    Помнят героя и на Добринской земле, над которой он совершил свой последний полет, что близ поселка Хворостянка под Липецком. Благодарные жители на месте прежнего скромного постамента поставили новый обелиск, который напоминает собой взмывающий в бескрайнее небо самолет. На белом мраморе стелы золотом высечены имя героя и слова: «Он мужеству достоинство вернул».

    В 2017 году известный ингушский режиссер Ратмир Льянов снял о Герое России документальный фильм «Который впереди», повествующий о славном боевом пути нашего  нашего земляка.

    Липецкий писатель-прозаик Александр Владимиров написал рассказ «Первый генерал Чечено-Ингушетии», который вошел в его книгу о военных летчиках «Угол атаки», а руководитель Липецкого клуба авторской песни «Автограф» майор Юрий Федотов посвятил Осканову песню «Он кататься любил на лихих скакунах...».

    После трагической гибели Осканова его имя было присвоено аэропорту «Магас», нескольким улицам и школам в Липецке и Ингушетии, а на месте крушения самолета в Липецкой области и на территории аэропорта «Магас» установлены памятники. Памятный обелиск герою установлен и на центральной площади города Сунжи.

    В Ингушетии функционирует государственное унитарное предприятие имени Осканова, подведомственное министерству сельского хозяйства и продовольствия, а Почта России выпустила марку с портретом нашего земляка.

    С 2012 года самолет МиГ-29 Липецкого авиацентра (бортовой номер 29) носит имя Суламбека Осканова. Ныне он находится в составе российской авиабазы Эребуни (Армения).

    В 2018 году в честь Суламбека Осканова назван самолет Boeing 767 авиакомпании «ЮТэйр».

    На липецкой земле, как и в Ингушетии, сложилась добрая традиция ежегодно в день гибели Суламбека Сусаркуловича проводить на центральной аллее военного городка торжественное построение личного состава и возлагать цветы к мемориалу на площади Авиаторов, а также на добринской земле, близ деревни Хворостянка, у его обелиска.

    Висан-Гирей Танкиев: «Земной путь человека не долог. Если сравнивать жизнь человека с вечностью, то это миг между прошлым и будущим. Не каждому суждено оставить свой след на этой земле. Суламбеку Осканову было суждено оставить свой неизгладимый след в памяти людской».

    Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, чувства долга и уважения к историческому прошлому России.
    Задачи: Образовательная:
    - расширить сведения о  Героях Отечества;
    -рассказать учащимся о героях ВОВ, о героях, участвовавших в конфликтах в Афганистане, Чечне и Сирии.
    Развивающая:
    - прививать у учащихся интерес к культуре, формировать навыки выразительного чтения.
    Воспитывающая:
    - способствовать формированию активной гражданской позиции;
    -чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике