ГБОУ "СОШ №16 г.Малгобек"
Республика Ингушетия, г.Малгобек
  • Наставничество

    Наставничество

    Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

    Задачи целевой модели наставничества ГБОУ "СОШ № 16 г.Малгобек".

    • Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрение целевой модели.
    • Разработка и реализация программ наставничества.
    • Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
    • Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
    • Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программе наставничества.
    • Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
    • Формирование баз, данных Программы наставничества и лучших практик.
    • Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в форме непрерывного образования

    Кто может быть наставником

    В более широком, современном значении наставник — это квалифицированный специалист, имеющий достаточный опыт работы в компании, который:

    помогает новым сотрудникам адаптироваться в организации

    содействует их профессиональному развитию, карьерному росту

    участвует в оценке результатов их деятельности

    Чаще всего наставник назначается именно новому работнику. Но также он может понадобиться, например, сотруднику, который уже работал в компании, но перешел на новую должность или получил новые должностные обязанности. Наставником может быть как непосредственный руководитель, так и просто более опытный коллега, который имеет необходимые знания и навыки, большой стаж работы в компании или в конкретной области и готов делиться своей экспертизой.

    Какие бывают формы наставничества в школе

    В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены пять:

    "ученик - ученик";

    "учитель - учитель";

    "студент - ученик";

    "работодатель - ученик";

    "работодатель - студент".

    Какой может быть наставник

    Каковы характеристики хорошего наставника?

    • Хороший слушатель
    • Дает конструктивный отзыв
    • Иметь личную заинтересованность в человеке, о котором заботятся
    • Они с энтузиазмом относятся к своей роли
    • Они уважительно относятся к людям
    • Должен быть опытным учителем
    • Они проявляют ответственность за сотрудников, о которых заботятся
    • Они непредвзяты
    • У них должен быть опыт в вашей области
    • Наставники побуждают вас выйти из зоны комфорта
    • Наставник должен гордиться своей работой
    • Ваш наставник должен вам подходить

    Место наставничества в современном образовании

    Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:

    1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

    2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

    Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.

    Следуя тенденциям, российские школы меняют модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Мы уже близко знакомы с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

    Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике